Балеарские острова (Islas Baleares) – автономная область и провинция Испании, расположенная на одноименном архипелаге в западной части Средиземного моря, неподалеку от восточного побережья Пиренейского полуострова. Крупнейшие острова архипелага: Майорка, Менорка, Ибица и Форментера. Административный центр: Пальма-де-Майорка. Численность населения: около 1 071 000 (2008). В столице проживают более 401 000 человек. В состав области входит 67 муниципалитетов. Жители Балеарских островов говорят на испанском и каталанском языках.

Архипелаг представляет собой часть горной системы, берущей начало в испанской провинции Малага на Пиренейском полуострове. В его состав входят две группы островов – Гимнесийские острова (Майорка и Менорка) на северо-востоке и Питиусские острова (Ибица, Форментера и др.) на юго-западе. В общей сложности, здесь насчитывается свыше пятидесяти островов, большинство которых необитаемы. Площадь четырех крупнейших островов: 5,014 км² (Майорка: 3,640 км²; Менорка: 700 км²; Ибица: 572 км²; Форментера: 100 км²). Общая протяженность береговой линии этих островов: около 1 500 км. Балеарские острова располагаются на расстоянии от 80 до 300 км от побережья континентальной Испании. Рельеф островов разнообразен: здесь располагаются горные цепи, холмистые долины и низменности. Многообразие ландшафтов: песчаные пляжи, перемежающиеся скалистыми бухтами, горы и равнины.

Аренда недвижимости в Доминикане!
Виллы, апартаменты на курорте! Лето – всегда! От эконом до VIP! Трансфер.
Адрес и телефон dominikana.su

В северо-западной части Майорки находится горный массив, здесь расположена самая высокая вершина острова – Пуч-Майор (1 445 м). Береговая линия изрезана. На северо-восточном побережье острова находятся две живописные бухты – Бадия-де-Пойенка и Бадия д’Алькудия. В центральной части простирается плодородная равнина. Вблизи южного побережья Майорки к юго-востоку от Пальмы лежит небольшой гористый остров Кабрера, к западу находится остров Драгонера. На Менорке преобладают равнинные ландшафты, самая высокая из ее вершин, Монте-Торо, поднимается на 357 метров. В южной части острова к белым песчаным пляжам подступают сосновые леса. Сосновые леса также занимают значительные территории на Майорке и Форментере. Ибица имеет сильно изрезанную береговую линию, здесь располагаются леса и фруктовые сады.

На Балеарских островах находится несколько природоохранных зон. В 1993 году остров Менорка был включен во всемирную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. На острове встречается несколько видов орхидей, здесь обитает около тридцати видов бабочек, в том числе клеопатра, голубянка, двухвостая нимфалида, сенница памфил, адмирал, голубянка Икар, голубянка крушинная, малинница; множество стрекоз, в том числе дозорщик-император, тусклая лютка, лютка-иноземка, стрелка изящная, стрелка средиземноморская, коромысло зеленобокое, сжатобрюх исчерченный. Крупных млекопитающих на Менорке нет. Здесь обитают кролики, крысы, мыши, лесные куницы, ежи. К числу пернатых обитателей острова принадлежат чайки Одуэна, синие каменные дрозды, коротколапые хохлатые жаворонки, орлы-карлики, красные коршуны, обыкновенные стервятники. Летом можно увидеть щурков, средиземноморских буревестников и балеарских буревестников.

На острове водится несколько видов амфибий и рептилий, в том числе зеленые жабы, озерные лягушки, средиземноморские квакши, сицилийские стенные ящерицы, гекконы, гадюковые ужи, обыкновенные ужи, капюшонные ужи и лестничные полозы. На острове Кабрера располагается национальный парк. У берегов острова водятся дельфины. На Кабрере и восемнадцати небольших островах, лежащих по соседству с ним, насчитывается более 450 видов растений и более 180 видов птиц.

Климат здесь средиземноморский с теплыми зимами, солнечным и жаркими летними месяцами. Среднегодовая температура: +16,5ºС. Средняя температура января: +11,5°С; средняя июльская температура: +26,5°С.Самый жаркий месяц – август (+27,5°). Годовое количество осадков: 450 мм; большая часть осадков выпадает осенью и весной. В среднем, на архипелаге каждый год бывает около трехсот солнечных дней. В гористых северо-западных районах Майорки количество осадков ощутимо больше.

Господствующие позиции в местной экономике занимает сфера услуг, прежде всего, предприятия индустрии гостеприимства. Однако для туризма на Балеарских островах характерна сезонность. В низкий сезон большая часть обслуживающего персонала туристической отрасли остается без работы. Помимо сферы услуг, важную роль играет сельское хозяйство. До 1830-х годов здешние земледельческие хозяйства занимались, в основном, разведением зерновых культур и виноградарством. Затем совершенствование транспортной системы открыло доступ к более удаленным рынкам и позволило пополнить перечень товарных культур миндалем, персиками, абрикосами и цареградским стручком. Здесь преобладает богарное земледелие, хотя во многих районах до сих пор используются ирригационные сооружения, построенные в эпоху мусульманского владычества. В начале XVIII века губернатор Майорки сэр Ричард Кейн завез на архипелаг крупный рогатый скот и овец из северной Африки и свиней из Сардинии. Местные животноводы по сей день занимаются разведением этих пород. Промышленное производство не занимает сколько-нибудь заметного места в экономике Балеарских островов. Подавляющее большинство предприятий насчитывает менее пяти работников. Здесь производят обувь, мебель и текстильные изделия.

По мнению исследователей, Балеарские острова были заселены людьми около 6 000 лет назад. К эпохе палеолита относятся захоронения и следы древних стоянок, найденные на Майорке. В бронзовом веке на Майорке и Менорке было возведено множество талайотов – мегалитов, предназначение которых, в большинстве случаев, не выяснено до сих пор.

О самых ранних этапах в истории островов в настоящее время известно немногое. Это время овеяно множеством мифов и легенд. Согласно одной, дошедшей до наших дней в изложении Ликофрона, однажды на берег острова были выброшены потерпевшие кораблекрушение беотийцы. Беотийцы выбрались на берег полностью раздетыми – так легенда объясняет происхождение названия островов (gymnos - γυμνός – обнаженный). По другой легенде, древние жители островов в самые жаркие месяцы ходили по острову нагишом. По мнению ряда исследователей, название действительно связано с древними жителями архипелага: некоторые из них становились пращниками в армии Карфагена, а впоследствии фундиторами в войсках римлян. Они не сражались раздетыми, но их одежда и амуниция были значительно легче, чем амуниция гоплитов. Амуниция состояла из небольшого щита, дротика и трех пращей различной длины, предназначенных для камней разных размеров. Балеарские пращники славились своей меткостью. Искусству владения пращей они обучались с детства. Говорили, что здешние матери разрешают своим сыновьям есть хлеб лишь после того, как те сбивают его с шеста камнем, пущенным из пращи. Несмотря на прославленное боевое мастерство, в обыденной жизни местные жители в большинстве своем не отличались воинственным нравом.

Местные жители не печатали ни золотых не серебряных монет и запрещали завозить их на острова, поэтому те из них, что становились наемниками в войсках заморских держав, принимали оплату вином и женщинами.

В ранний период своей истории Балеарские острова находились под властью финикийцев. Следы этой эпохи сохранились в городе Маон на острове Менорка. В 654 году до н.э. финикийцы основали на одном из них порт Ибоссим (Ibossim от финикийского iboshim – порт был назван в честь бога по имени Бес). Впоследствии римляне называли этот порт Эбусусом (Ebusus; совр. Ибицца). По мере ослабления Финикии архипелаг перешел под власть Карфагена. После падения Карфагена Балеарские острова фактически обрели независимость. Здесь шла добыча соли, островитяне также экспортировали краски и шерсть.

Во II веке до н.э. римляне обвинили островитян в пособничестве средиземноморским пиратам. В 123 году до н.э. острова были захвачены римскими войсками под командованием Квинта Цецилия Метелла. Он расселил на архипелаге около 3 000 римских и испанских колонистов. На месте одного из поселений бронзового века, расположенного в южной части Майорки, он основал Пальму, а на северо-востоке, на месте поселения финикийцев, была основана Алькудия. Балеарские острова вошли в состав провинции Тарраконская Испания. В порт Алькудии приходили суда из римских городов, находившихся в северо-западной части средиземноморья. Порт Пальмы связывал архипелаг с городами в Африке и на континентальном побережье Тарраконской Испании. Впоследствии административно-территориальное деление Испании изменилось, и Балеарские острова образовали отдельную провинцию. Здесь развивалось сельское хозяйство, в том числе разведение крупного рогатого скота. В это время на островах жило огромное число кроликов и не водилось ядовитых змей. В пещерах разводили съедобных улиток, входивших в рацион римлян. Жители Майорки выращивали оливки и виноград, вели добычу соли. В I веке до н.э. на двух крупнейших островах архипелага насчитывалось около 30 000 жителей. Та часть Средиземного моря, где расположены Балеарские острова, получила название Балеарское море.

В V веке, после падения Римской империи острова были захвачены вандалами, а в 30-х годах VI века ненадолго перешли под власть Византии и были присоединены к провинции Сардиния. Период византийского правления был временем распространения христианства. В V веке был создан римско-католический диоцез Менорки. В начале века часть многочисленной еврейской общины, проживавшей на Менорке, приняла христианство. По мнению исследователей, насаждение христианской веры носило выраженный принудительный характер, сопровождалось поджогами синагог и выселением наиболее влиятельных еврейских семейств в удаленные от береговой полосы районы острова. Многие новообращенные христиане из числа евреев втайне оставались приверженцами иудаизма.

В начале VIII века Балеарские острова подверглись первым набегам мусульман. В 707 году к берегам Майорки подошел флот, которым командовал сын наместника Ифрикии Муссы ибн Нусайра. Он обложил острова данью, гарантировав сохранение политических и экономических структур, а также свободу вероисповедания. Формально Балеарские острова стали вассальным государством Дамасского халифата, на деле они пользовались полной автономией.

На протяжении последующих полутора веков одним из основных источников доходов местного населения было пиратство. Островитяне нападали на суда христианских и мусульманских держав, путь которых пролегал невдалеке от их архипелага. Непрерывное пиратство стало серьезно досаждать близлежащим государствам. Соседний Аль-Андалус отправил к Балеарским островам карательную экспедицию. В 848 году Майорка подверглась нападению викингов, которые разграбили поселения по всему острову. Через четыре года последовало нападение Кордовского халифата, в результате которого местные власти были вынуждены ратифицировать соглашение с мусульманами, подписанное в 707 году.

Балеарские острова лежали в стороне от торговых путей халифата, и долгое время не входили в его состав, но когда кордовский халиф решил укрепить свое влияние в западном Средиземноморье, его интерес к архипелагу возрос, и соглашение о вассалитете решено было заменить включением островов в состав халифата. В 902 году арабские войска воспользовались политической и экономической нестабильностью, вызванной недавними набегами викингов, и оккупировал архипелаг. Балеарские острова были присоединены к Кордовскому халифату. Этот эпизод положил начало новой эпохе в экономическом развитии островов. Экономический рост сопровождался быстрым увеличением численности населения. Однако, несмотря на установление централизованной власти, использование наемной армии и попытки обрести поддержку в широких слоях местного населения, режим Омейядов оказался не в состоянии пресечь многовековые междоусобные конфликты. В начале XI века власть халифата значительно ослабла.

Вскоре после распада Кордовского халифата Балеарские острова отошли славянской тайфе Дения. Многие сакалибы (невольники славянского происхождения, доставленные в Аль-Андалус из Восточной Европы) впоследствии достигли заметного положения в халифате, а после его исчезновения некоторые из них становились правителями тайф. Арабское слово сакалиб (saqaliba) представляет собой заимствование из византийского языка – греки использовали имя Sklavinoi для обозначения славян. Впоследствии имя saqaliba обозначало любого раба из Восточной и Центральной Европы. Сходную этимологию имеет английское существительное slave.

Основателем тайфы Дения был Муджахид-ибн-Юсуф-ибн-Али. Воспользовавшись кризисом центральной власти в халифате, он захватил власть в провинции Дения, в 1015 году он присоединил к своей тайфе Балеарские острова. В последующие годы Пальма-де-Майорка была главным отправным пунктом пиратских экспедиций, целями которых становились суда христианских государств. В 1016 – 1017 годах отсюда отправлялись суда, принимавшие участие в операции по вторжению в Сардинию, в результате чего на острова высадились пизанские и генуэзские войска. Однако в целом этот период в истории Балеарских островов был относительно спокойным. Итальянские купеческие республики еще не оспаривали их господство на море, поэтому внешние угрозы были немногочисленны.

После захвата Дении войсками Бану Худа и ее присоединения к восточным землям тайфы Сарагоса Балеарские острова на короткий срок обрели независимость. В этот период их столицей была Медина Майурга. Двигателями экономического развития были сельское хозяйство и пиратство.

В начале XII века пизанский флот провел на Балеарских островах успешную военную операцию, ставшую одним из эпизодов эры крестовых походов. Экспедиция была организована на основании соглашения, заключенного между Пизанской республикой и графом Барселоны Рамоном Беренгером III. Ее организаторы заручились поддержкой Папы Пасхалия II. В этой кампании приняло участие множество представителей знатных каталонских и окситанских родов, а также вооруженные формирования из северных и центральных районов Италии, Сардинии и Корсики. Главными задачами, стоявшими перед участниками экспедиции, были борьба с мусульманским пиратством и освобождение находившихся в плену христиан.

Христианские государства приняли решение перейти от обороны к контрнаступлению. Возможно, примером для них стал норвежский крестовый поход 1107–1110 годов, сопровождавшийся захватом пиратских судов и нападениями на арабские поселения на Форментере, Ибице и Менорке. По легенде, разбив "троглодитов Форментеры", норвежцы захватили несметные сокровища. Экспедиция началась в 1114-м. Суда объединенной флотилии подошли к берегам Ибицы. Расположенная между Майоркой и материком, она могла представлять угрозу в ходе осады городов на Майорке, поэтому кампания началась со штурма здешних оборонительных сооружений. К концу июля сопротивление защитников Ибицы было сломлено, а в августе была осаждена Пальма. Во время осады графы Барселоны и Эмпориона начали мирные переговоры с мусульманским правителем Майорки.

По мнению исследователей, предметом обсуждения могло быть снятие осады в обмен на ежегодную выплату дани и прекращение пиратства. Как бы то ни было, вмешательство кардинала Пьетро Морикони вскоре положило конец диалогу. Арабам, вышедшим на помощь осажденным из порта Дении, удалось застать врасплох пизанскую флотилию неподалеку от Ибицы. Из шести судов уцелели лишь два. Тем не менее, в апреле 1115 года, через восемь месяцев после начала осады, Пальма сдалась, и все ее жители были порабощены. За этой победой последовал захват большинства крупных поселений, расположенных на Балеарских островах и освобождение взятых в плен христиан.

Мусульманский правитель тайфы был взят под стражу и доставлен в Пизу. Самой большой победой стало искоренение пиратства на Майорке. Надолго удержать захваченное не удалось, однако пиратству в регионе был нанесен тяжелый удар, что вызвало затяжной экономический кризис на островах архипелага. Вскоре после завершения кампании Балеарские острова были присоединены к халифату Альморавидов. Новое объединение всех тайф в централизованном государстве способствовало восстановлению баланса сил на границе, отделявшей христианские страны от исламского мира.

Альморавидам не составило труда установить свою власть в государстве, ослабленном вторжением каталонских и пизанских войск. Положение начало меняться в средине века, когда Альмохады вытеснили Альморавидов из Аль-Андалуса. Начиная с 1157 года владения Альморавидов ограничивались Балеарскими островами, столица которых вернулась в Пальму. Прибытие огромного числа беженцев из Аль-Андалуса укрепило позиции правившей островами альморавидской династии Бану Ганийя. Тем не менее, правитель Балеарских островов Мохаммед ибн-Ганийя отдавал себе отчет в том, насколько шатким было положение его государства в средиземноморском регионе, и решил пойти на сближение с итальянцами. В это время генуэзские и пизанские купцы впервые получили концессии на торговлю на Балеарских островах. Альмохады организовали мятеж и свержение Альморавидов, в период с 1187-го по 1203 год острова находились под владычеством халифа Марракеша.

Архипелаг оставался под властью династии Альмохадов до 1229 года. В сентябре 1229-го на побережье Майорки высадилось 15-тысячное войско короля Арагона Иакова I. 31 декабря после трехмесячной осады армия Иакова I вошла в столицу Балеарских островов. В октябре 1230-го архипелаг был завоеван, впоследствии он был присоединен Арагонской Короне. Пальма-де-Майорка сохранила статус столицы. Многие из мусульман, населявших архипелаг, были порабощены и проданы на рынках Ибицы, Валенсии и Барселоны. Некоторые приняли христианство.

По завещанию Иакова I, после его смерти Балеарские острова вошли в состав вновь образованного вассального королевства Майорка, властителем которого стал его второй сын Иаков II. При этом, по условиям завещания, Иаков II оставался подданным Педро III, старшего из сыновей Иакова I, который унаследовал арагонскую корону. Под властью Иакова II находились Майорка, Ибица и Форментера. Менорка, остававшаяся под мусульманским владычеством, выплачивала Иакову II дань. В состав его королевства также входили обширные территории в материковой части Европы. В 1279-м, спустя три года после смерти Иакова I, Иаков II подписал Перпиньянское соглашение, признав свой вассалитет от Арагонской Короны. Королевство Майорка оказалось под жестким политическим и экономическим контролем Арагона. Перпиньянское соглашение вернуло его земли в юрисдикцию арагонского престола. Отсутствие собственной судебной системы наряду с недостаточным количеством властных структур впоследствии способствовало дестабилизации обстановки в королевстве.

Иаков II выступил на стороне французов в Арагонском крестовом походе, объявленном Папой Мартином IV в ответ на захват Сицилии арагонскими войсками. Графство Руссильон, входившее в это время в состав королевства Майорка, располагалось между доминионами Франции и Арагона. В 1286 году, вскоре после разгрома французского флота объединенной флотилией Каталонии и Сицилии сын Педро III Альфонсо III аннексировал Балеарские острова. В 1295 году в Ананьи было подписано соглашение между Папой Бонифацием VIII, королем Арагона Иаковом II, королем Франции Филиппом IV, королем Майорки Иаковым II и королем Неаполя Карлом II. По условиям соглашения, архипелаг вернулся под власть короля Майорки.
Подробнее: http://larivera.info/encyclopaedia/province/Baleares/